На сайте РФН размещен доклад "Об осуществлении Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных федеральным законом «Об аудиторской деятельности»" за 2014 год.
Приведены общие сведения о количестве организаций, включенных в план проверок, а также исключенных из него в сравнении с прошлым годом. Службой и ее территориальными органами в 2014 году проведены 293 выездные внешние проверки, из них:
- 287 внешних проверок в рамках исполнения плана;
- 6 внеплановых проверок в связи с поступлением жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций (5 проверок), а также в связи с истечением срока исполнения проверенной аудиторской организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений (1 проверка).
Инспекторами Службы было проверено 2 013 аудиторских заданий, что на 6% превышает показатель 2013 года. При этом по 1 512 заданиям (более 70%) были выявлены нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность.
По результатам проверок принято 247 решений о применении мер дисциплинарного воздействия, в том числе:
- предупреждений о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности – 209, что составляет 85% от общего количества решений о мерах;
- предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить нарушения – 28, что составляет 11% от общего количества решений о мерах;
- предписаний в СРО о приостановлении членства аудиторской организации – 5 (2% решений о применении мер);
- предписаний в СРО об исключении аудиторской организации из СРО – 5 (2% решений о применении мер).
Изменилась структура решений по сравнению с 2012-2013 годами в пользу предупреждений, что, по мнению РФН, может косвенно свидетельствовать об улучшении ситуации на рынке предоставления аудиторских услуг и о предварительной подготовке аудиторских организаций к прохождению внешнего контроля качества их работы.
ВККР способствует «самоочищению» аудиторского сообщества, пишет РФН. «Комфортные» аудиторские организации, неуверенные в успешном прохождении внешнего контроля качества их работы, добровольно выходят из состава СРО, тем самым снижая вероятность применения таких мер дисциплинарного воздействия как предписание о приостановлении деятельности или предписание об исключении.
При проверках минимизируется контроль за техническими ошибками. Инспектора значительное внимание уделяют вопросам достаточности проведенных аудиторских процедур, надежности аудиторских доказательств и обоснованности аудиторского заключения с учетом обстоятельств выполнения аудиторского задания, а также оценке эффективности внутреннего контроля качества работы и качества выполнения аудиторского задания.
В 2014 году проверено 3 компании из Б4, а одна приняла проверяющих еще в 2013 году. В отношении ЗАО "КПМГ", ООО "Эрнст энд Янг", ЗАО "Делойт и Туш СНГ" вынесены меры дисциплинарного воздействия в виде предписаний об устранении нарушений.
В 2014 году выявлены следующие типичные нарушения правил аудиторской деятельности:
- проведение аудиторских процедур в рамках аудита лицами, не имеющими права на такую деятельность - не обладающими «едиными» аттестатами либо лицами, не являющимися аттестованными аудиторам;
- несоблюдение требований к форме и содержанию аудиторского заключения (отсутствие таких обязательных реквизитов аудиторского заключения, как сведения об аудируемом лице либо об аудиторской организации, а также результатов проверки, проведенной аудиторской организацией в соответствии с другими федеральными законами (в частности, при проведении аудита кредитных и страховых организаций);
- отсутствие или недостаточность проведенных аудиторских процедур по получению надлежащих и достаточных аудиторских доказательств перед выдачей аудиторского заключения по отдельным разделам аудита (непроведение аудиторских процедур в отношении выявления и раскрытия в финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица информации о связанных сторонах, в отношении событий после отчетной даты, применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица);
- недостаточность принимаемых мер по осуществлению внутреннего контроля качества проведения аудита, а также непроведение отдельных процедур внутреннего контроля качества проведения аудита (выдача аудиторских заключений до завершения проведения обзорной проверки качества выполнения задания, а также неосуществление анализа и оценки системы контроля качества аудиторской организации и непроведение периодических выборочных инспекций завершенных заданий);
- отсутствие модификации аудиторского мнения при наличии существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности или в случае отсутствия у аудитора возможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что бухгалтерская отчетность в целом не содержит существенных искажений.
Состав и характер типичных нарушений не претерпел значительных изменений по сравнению с 2013 годом, за исключением увеличения числа случаев непредставления аудиторскими организациями информации, а также представления недостоверной информации во время внешней проверки качества их работы со стороны РФН.
В докладе представлен также ряд других фактов и сведений.