191002, Санкт-Петербург, тел/факс: (812) 570-45-63
Загородный пр., дом 7, офис 1 e-mail: npap@bk.ru
Санкт-Петербург 27 ноября 2015 года Исх. № 45 |
Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей господину Титову Б.Ю. |
Глубокоуважаемый Борис Юрьевич!
Совет Аудиторской Палаты Санкт-Петербурга на своем заседании рассмотрел проект нового Кодекса об административных нарушениях в Российской Федерации (далее КоАП), в части касающейся аудиторской деятельности:
Статья 29.29. Грубое нарушение законодательства об аудиторской деятельности.
Грубое нарушение Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов - влечет наложение административного штрафа
-
на граждан в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей;
-
на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей;
-
на юридических лиц – от десяти миллионов до тридцати миллионов рублей.
Примечание. Под грубым нарушением Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов понимается:
1) участие в аудиторской деятельности (осуществлении аудиторской деятельности) лиц, не имеющих право на осуществление такой деятельности;
2) осуществление аудиторской организацией иной предпринимательской деятельности, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
3) несоставление при оказании аудиторских услуг документов на русском языке;
4) необеспечение хранения документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, на территории Российской Федерации, в том числе размещение баз данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, не на территории Российской Федерации;
5) нарушения Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, если они привели к выражению ненадлежащего аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в том случае, когда в ней имеются существенные искажения, и о недостоверности бухгалтерской отчетности, когда в ней отсутствуют существенные искажения.
В процессе обсуждения члены Совета обратили внимание на то, что в проекте документа предложено 5 пунктов нарушений, по которым предусмотрено применение штрафных санкций к аудиторским компаниям, их руководителям и аттестованным аудиторам и что эти же требования перечислены в Федеральном законе от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:
Статья 1 пункт 6 «Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей».
Статья 13 пункт 2 «При оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:
….2.1) составлять документы на русском языке;
3) обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, на территории Российской Федерации, в том числе размещать базы данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, на территории Российской Федерации».
Статьей 12 и 20 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусмотрены меры дисциплинарного воздействия со стороны СРО и Росфиннадзора, включая штрафы вплоть до запрета на профессию не только по основаниям, приведенным в проекте КоАП, например:
Статья 12. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора.
1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:
….3) несоблюдения аудитором требований статей 8 (Независимость аудиторских организаций, аудиторов – примечание наше) и 9 (Аудиторская тайна - примечание наше) настоящего Федерального закона;
4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего Федерального закона или стандартов аудиторской деятельности;
5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;
8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.
Статья 20. Меры дисциплинарного и иного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов
1. В отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, саморегулируемая организация аудиторов может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:
3) наложить штраф на члена саморегулируемой организации аудиторов;
4) принять решение о приостановлении членства аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;
5) принять решение об исключении аудиторской организации, аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов;
6. В отношении аудиторской организации, допустившей нарушение требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору может применить следующие меры воздействия:
3) направить саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения такой аудиторской организацией выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;
4) направить саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций;
Таким образом, в результате введения КоАПом штрафных санкций в отношении аудиторов и аудиторских организаций произойдет их дублирование, т.е. смогут применяться два вида наказания за одно и то же правонарушение.
В процессе обсуждения члены Совета также обратили внимание на ситуацию сложившуюся на аудиторском рынке, основываясь на показателях за 2014 год опубликованных Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, и аудиторской деятельности и представлены на сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/
1. Количество аудиторских организаций и аудиторов в РФ
(по данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских
организаций саморегулируемых организаций аудиторов)
На 1.01.12 |
На 1.01.13 |
На 1.01.14 |
На 31.12.14 |
|
Имеют право на осуществление аудиторской деятельности - всего, тыс. в т.ч. |
6,2 |
5,7 |
5,5 |
5,3 |
аудиторские организации |
5,2 |
4,8 |
4,7 |
4,5 |
индивидуальные аудиторы |
1,0 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
Аудиторы – всего, тыс., из них |
26,8 |
24,1 |
23,0 |
22,2 |
сдавшие квалификационный экзамен на получение единого аттестата |
1,1 |
3,2 |
3,2 |
3,4 |
8. Распределение аудиторских организаций по объему оказанных услуг
Объем услуг, оказанных аудиторской организацией, млн. руб |
Доля в общем количестве аудиторских организаций, % |
Доля в общем количестве выданных аудиторских заключений, % |
Доля в общем объеме оказанных услуг, % |
|||
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
|
Менее 1,5 |
40,5 |
40,6 |
12,1 |
11,2 |
2,3 |
2,2 |
1,5 – 3,0 |
20,4 |
21,3 |
14,3 |
15,2 |
3,9 |
3,9 |
3,0 – 9,0 |
26,3 |
25,2 |
29,9 |
28,4 |
11,6 |
10,8 |
9,0 – 70,0 |
11,8 |
12,0 |
29,1 |
30,3 |
20,1 |
19,3 |
70,0 - 1500 |
0,9 |
0,9 |
11,1 |
11,3 |
21,7 |
20,5 |
Более 1500 |
0,1 |
0,1 |
3,4 |
3,6 |
40,5 |
43,3 |
13. Показатели типичной аудиторской организации (медиана)
Типичная аудиторская организация среди 4-х аудиторских организаций с наибольшим доходом |
Типичная аудиторская организация в Москве (исключая 4 аудиторские организации с наибольшим доходом) |
Типичная аудиторская организация в других регионах (включая Санкт- Петербург) |
||||||
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
|||
Количество лет ведения аудиторской деятельности |
17,5 |
18,5 |
10,0 |
11,0 |
11,0 |
12,0 |
||
Количество сотрудников, чел. |
1 477,5 |
1419,5 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
||
Количество аудиторов, чел. |
152,5 |
163,2 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
||
Количество клиентов, ед. |
563,0 |
574,5 |
5,0 |
5,0 |
8,0 |
8,0 |
||
Доходы – всего, млн руб. |
4 868,1 |
5 309,2 |
2,8 |
2,7 |
1,8 |
1,9 |
||
Доходы от проведения аудита в расчете на одного клиента, т. руб. |
4 510,4 |
4 018,4 |
173,3 |
181,1 |
104,4 |
104,9 |
||
Доходы в расчете на одного сотрудника, т.руб. |
3 100,6 |
3 446,3 |
437,7 |
459,0 |
304,0 |
311,7 |
||
Доходы от проведения аудита в расчете на одного аудитора, т. руб. |
23 600,4 |
22 154,0 |
223,3 |
230,8 |
216,7 |
214,5 |
Аудиторский рынок в настоящее время находится в процессе стагнации. Как видно из таблиц:
-
Количество аудиторских фирм сокращается и на 31.12.2014 года составило 4,5 тысяч.
-
Количество аттестованных аудиторов также сокращается и на 31.12.2014 года составило 22,2 тыс. человек, в т.ч. с аттестатами, дающими право на аудит общественно-значимых организаций - 3,4 тыс. человек.
-
Приток новых аудиторов, сдавших через ЕАК экзамены за 9 месяцев 2015 года, составил всего 114 человек (данные из Анализа результатов сдачи квалификационных экзаменов за 2015 год, подготовленного ЕАК)
-
Более половины аудиторских фирм - 62% имели годовую выручку менее 3 млн.рублей, ещё 25% имели выручку от 3 до 9 млн.руб. Аудиторские фирмы, где общий объем дохода более 70 млн. рублей составляет 1 (один) процент от общего числа аудиторских фирм. Типичная аудиторская фирма (исключая 4 аудиторские организации с наибольшим доходом) по расчетам Минфина России имеет годовой доход 2,7 млн.руб.
-
Доход от проведения аудита в расчете на одного аудитора за год составляет 230, 8 тыс.рублей.
Таким образом, суммы планируемых штрафных санкций превосходят средний годовой доход:
-
В отношении аудиторов, в т.ч. должностных лиц (500 к 230 тыс.руб.) более, чем в два раза;
-
В отношении аудиторских организаций (30 к 2,7 млн.руб.) более, чем в 10 раз.
Как следует из Стандартов профессиональной деятельности в частности из Правила (стандарта) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»:
«6. Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.
7. Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, имеют место в силу следующих причин:
-
в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;
-
любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);
-
преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера.
8. Дополнительным фактором, ограничивающим надежность аудита, является то, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности в отношении:
-
сбора аудиторских доказательств, в том числе при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;
-
подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например, при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.
9. Кроме того, существуют другие ограничения, которые могут повлиять на убедительность доказательств, используемых для подготовки выводов в отношении определенных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, в отношении операций между аффилированными лицами).
Таким образом, присущие аудиту ограничения, в т.ч. использование понятий «разумный подход» и «профессиональное суждение», позволяют неоднозначно трактовать наличие или отсутствие нарушений Стандартов аудиторской деятельности, что при принятии проекта КоАП ставит практически всю отрасль, включая физических лиц, под угрозу банкротства (за исключением 4-х аудиторских организаций с наибольшим доходом).
Кроме того члены Совета сравнили ответственность и штрафы, предусмотренные проектом КоАП для других правонарушений, например за создание финансовых пирамид.
Статья 30.5. Незаконное привлечение денежных средств граждан
Незаконное привлечение денежных средств граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, заемщиком – юридическим лицом, - влечет наложение административного штрафа
-
на должностных лиц в размере от 100 до 300 тысяч рублей;
-
на юридических лиц – от 1 до 5 миллионов рублей
Таким образом, как следует из предусмотренных проектом КоАП размеров штрафов, необеспечение аудитором сохранности копий документов клиента в десять раз опаснее для общества, чем создание финансовой пирамиды. И вообще, судя по проекту, деяния аудиторов, имеют максимальную общественную опасность из всего возможного многообразия нарушений законодательства.
Если целью данного проекта КоАП является сокращение числа аудиторских фирм, вплоть до 4-х аудиторских организаций с наибольшим доходом, то у государства имеются менее болезненные рычаги воздействия. Если же целью является пополнение бюджета РФ, то из вышеприведенных данных видно, что в силу неплатежеспособности аудиторов и аудиторских фирм в предусмотренных проектом КоАП объемах, этого не произойдет ни при каких обстоятельствах.
Исходя из вышеизложенного Совет Аудиторской Палаты Санкт-Петербурга предлагает – исключить из проекта Кодекса об административных нарушениях в Российской Федерации статью 29.29 «Грубое нарушение законодательства об аудиторской деятельности».
Президент А.П. Кузнецов
Аудиторской Палаты Санкт-Петербурга (921) 954 - 11 - 49