575-64-91, 570-45-63
191002, Санкт-Петербург,
Загородный пр., д. 7, оф. 1
E-mail: npap@bk.ru
Первое сообщество аудиторов в России основано 2 ноября 1991 г. и зарегистрировано 12 апреля 1992 г.

Обращение к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей господину Титову Б. Ю.

191002, Санкт-Петербург,                                                                        тел/факс: (812) 570-45-63

Загородный пр., дом 7, офис 1                                                                               e-mail: npap@bk.ru

Санкт-Петербург

27 ноября 2015 года

Исх. № 45

Уполномоченному при Президенте РФ

по защите прав предпринимателей

господину Титову Б.Ю.


 

Глубокоуважаемый Борис Юрьевич!

Совет Аудиторской Палаты Санкт-Петербурга на своем заседании рассмотрел проект нового Кодекса об административных нарушениях в Российской Федерации (далее КоАП), в части касающейся аудиторской деятельности:

Статья 29.29. Грубое нарушение законодательства об аудиторской деятельности.

Грубое нарушение Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов - влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей;

  • на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей;

  • на юридических лиц – от десяти миллионов до тридцати миллионов рублей.

Примечание. Под грубым нарушением Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов понимается:

1) участие в аудиторской деятельности (осуществлении аудиторской деятельности) лиц, не имеющих право на осуществление такой деятельности;

2) осуществление аудиторской организацией иной предпринимательской деятельности, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

3) несоставление при оказании аудиторских услуг документов на русском языке;

4) необеспечение хранения документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, на территории Российской Федерации, в том числе размещение баз данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, не на территории Российской Федерации;

5) нарушения Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, если они привели к выражению ненадлежащего аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в том случае, когда в ней имеются существенные искажения, и о недостоверности бухгалтерской отчетности, когда в ней отсутствуют существенные искажения.

В процессе обсуждения члены Совета обратили внимание на то, что в проекте документа предложено 5 пунктов нарушений, по которым предусмотрено применение штрафных санкций к аудиторским компаниям, их руководителям и аттестованным аудиторам и что эти же требования перечислены в Федеральном законе от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

Статья 1 пункт 6 «Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей».

Статья 13 пункт 2 «При оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

.2.1) составлять документы на русском языке;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, на территории Российской Федерации, в том числе размещать базы данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, на территории Российской Федерации».

Статьей 12 и 20 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусмотрены меры дисциплинарного воздействия со стороны СРО и Росфиннадзора, включая штрафы вплоть до запрета на профессию не только по основаниям, приведенным в проекте КоАП, например:

Статья 12. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:

.3) несоблюдения аудитором требований статей 8 (Независимость аудиторских организаций, аудиторов – примечание наше) и 9 (Аудиторская тайна - примечание наше) настоящего Федерального закона;

4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего Федерального закона или стандартов аудиторской деятельности;

5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Статья 20. Меры дисциплинарного и иного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов

1. В отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, саморегулируемая организация аудиторов может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:

3) наложить штраф на члена саморегулируемой организации аудиторов;

4) принять решение о приостановлении членства аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;

5) принять решение об исключении аудиторской организации, аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов;

6. В отношении аудиторской организации, допустившей нарушение требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору может применить следующие меры воздействия:

3) направить саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения такой аудиторской организацией выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;

4) направить саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций;

Таким образом, в результате введения КоАПом штрафных санкций в отношении аудиторов и аудиторских организаций произойдет их дублирование, т.е. смогут применяться два вида наказания за одно и то же правонарушение.

В процессе обсуждения члены Совета также обратили внимание на ситуацию сложившуюся на аудиторском рынке, основываясь на показателях за 2014 год опубликованных Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, и аудиторской деятельности и представлены на сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/

1. Количество аудиторских организаций и аудиторов в РФ

(по данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских

организаций саморегулируемых организаций аудиторов)

На

1.01.12

На

1.01.13

На

1.01.14

На

31.12.14

Имеют право на осуществление аудиторской деятельности - всего, тыс. в т.ч.

6,2

5,7

5,5

5,3

аудиторские организации

5,2

4,8

4,7

4,5

индивидуальные аудиторы

1,0

0,9

0,8

0,8

Аудиторы – всего, тыс., из них

26,8

24,1

23,0

22,2

сдавшие квалификационный экзамен на получение единого аттестата

1,1

3,2

3,2

3,4

8. Распределение аудиторских организаций по объему оказанных услуг

Объем услуг, оказанных аудиторской организацией,

млн. руб

Доля в общем количестве аудиторских организаций, %

Доля в общем количестве выданных аудиторских заключений, %

Доля в общем объеме оказанных услуг, %

2013

2014

2013

2014

2013

2014

Менее 1,5

40,5

40,6

12,1

11,2

2,3

2,2

1,5 – 3,0

20,4

21,3

14,3

15,2

3,9

3,9

3,0 – 9,0

26,3

25,2

29,9

28,4

11,6

10,8

9,0 – 70,0

11,8

12,0

29,1

30,3

20,1

19,3

70,0 - 1500

0,9

0,9

11,1

11,3

21,7

20,5

Более 1500

0,1

0,1

3,4

3,6

40,5

43,3

13. Показатели типичной аудиторской организации (медиана)

Типичная аудиторская организация среди 4-х аудиторских организаций с наибольшим доходом

Типичная аудиторская организация в Москве (исключая 4 аудиторские организации с наибольшим доходом)

Типичная аудиторская организация в других регионах (включая Санкт- Петербург)

2013

2014

2013

2014

2013

2014

Количество лет ведения аудиторской деятельности

17,5

18,5

10,0

11,0

11,0

12,0

Количество сотрудников, чел.

1 477,5

1419,5

6,0

6,0

6,0

6,0

Количество аудиторов, чел.

152,5

163,2

4,0

4,0

4,0

4,0

Количество клиентов, ед.

563,0

574,5

5,0

5,0

8,0

8,0

Доходы – всего, млн руб.

4 868,1

5 309,2

2,8

2,7

1,8

1,9

Доходы от проведения аудита в расчете на одного клиента, т. руб.

4 510,4

4 018,4

173,3

181,1

104,4

104,9

Доходы в расчете на одного сотрудника, т.руб.

3 100,6

3 446,3

437,7

459,0

304,0

311,7

Доходы от проведения аудита в расчете на одного аудитора, т. руб.

23 600,4

22 154,0

223,3

230,8

216,7

214,5

Аудиторский рынок в настоящее время находится в процессе стагнации. Как видно из таблиц:

  • Количество аудиторских фирм сокращается и на 31.12.2014 года составило 4,5 тысяч.

  • Количество аттестованных аудиторов также сокращается и на 31.12.2014 года составило 22,2 тыс. человек, в т.ч. с аттестатами, дающими право на аудит общественно-значимых организаций - 3,4 тыс. человек.

  • Приток новых аудиторов, сдавших через ЕАК экзамены за 9 месяцев 2015 года, составил всего 114 человек (данные из Анализа результатов сдачи квалификационных экзаменов за 2015 год, подготовленного ЕАК)

  • Более половины аудиторских фирм - 62% имели годовую выручку менее 3 млн.рублей, ещё 25% имели выручку от 3 до 9 млн.руб. Аудиторские фирмы, где общий объем дохода более 70 млн. рублей составляет 1 (один) процент от общего числа аудиторских фирм. Типичная аудиторская фирма (исключая 4 аудиторские организации с наибольшим доходом) по расчетам Минфина России имеет годовой доход 2,7 млн.руб.

  • Доход от проведения аудита в расчете на одного аудитора за год составляет 230, 8 тыс.рублей.

Таким образом, суммы планируемых штрафных санкций превосходят средний годовой доход:

  • В отношении аудиторов, в т.ч. должностных лиц (500 к 230 тыс.руб.) более, чем в два раза;

  • В отношении аудиторских организаций (30 к 2,7 млн.руб.) более, чем в 10 раз.

Как следует из Стандартов профессиональной деятельности в частности из Правила (стандарта) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»:

«6. Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

7. Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, имеют место в силу следующих причин:

  • в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;

  • любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);

  • преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера.

8. Дополнительным фактором, ограничивающим надежность аудита, является то, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности в отношении:

  • сбора аудиторских доказательств, в том числе при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;

  • подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например, при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

9. Кроме того, существуют другие ограничения, которые могут повлиять на убедительность доказательств, используемых для подготовки выводов в отношении определенных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, в отношении операций между аффилированными лицами).

Таким образом, присущие аудиту ограничения, в т.ч. использование понятий «разумный подход» и «профессиональное суждение», позволяют неоднозначно трактовать наличие или отсутствие нарушений Стандартов аудиторской деятельности, что при принятии проекта КоАП ставит практически всю отрасль, включая физических лиц, под угрозу банкротства (за исключением 4-х аудиторских организаций с наибольшим доходом).

Кроме того члены Совета сравнили ответственность и штрафы, предусмотренные проектом КоАП для других правонарушений, например за создание финансовых пирамид.

Статья 30.5. Незаконное привлечение денежных средств граждан

Незаконное привлечение денежных средств граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, заемщиком – юридическим лицом, - влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 100 до 300 тысяч рублей;

  • на юридических лиц – от 1 до 5 миллионов рублей

Таким образом, как следует из предусмотренных проектом КоАП размеров штрафов, необеспечение аудитором сохранности копий документов клиента в десять раз опаснее для общества, чем создание финансовой пирамиды. И вообще, судя по проекту, деяния аудиторов, имеют максимальную общественную опасность из всего возможного многообразия нарушений законодательства.

Если целью данного проекта КоАП является сокращение числа аудиторских фирм, вплоть до 4-х аудиторских организаций с наибольшим доходом, то у государства имеются менее болезненные рычаги воздействия. Если же целью является пополнение бюджета РФ, то из вышеприведенных данных видно, что в силу неплатежеспособности аудиторов и аудиторских фирм в предусмотренных проектом КоАП объемах, этого не произойдет ни при каких обстоятельствах.

Исходя из вышеизложенного Совет Аудиторской Палаты Санкт-Петербурга предлагает – исключить из проекта Кодекса об административных нарушениях в Российской Федерации статью 29.29 «Грубое нарушение законодательства об аудиторской деятельности».

Президент А.П. Кузнецов

Аудиторской Палаты Санкт-Петербурга (921) 954 - 11 - 49