575-64-91, 570-45-63
191002, Санкт-Петербург,
Загородный пр., д. 7, оф. 1
E-mail: npap@bk.ru
Первое сообщество аудиторов в России основано 2 ноября 1991 г. и зарегистрировано 12 апреля 1992 г.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О ВСТРЕЧЕ В КОНТРОЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ 21 января 2016 года

В Контрольном управлении Администрации Президента РФ 21 января 2016 года состоялась рабочая встреча в рамках исполнения Поручения Президента РФ Путина В.В. № 2629 от 19 декабря 2015 года, которым он предлагает Председателю правительства РФ Д.А. Медведеву «в срок до сентября 2016 года принять меры по повышению результативности и качества обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности».

К участию в данной встрече были приглашены Президент Аудиторской палаты Санкт-Петербурга Кузнецов А.П. и Председатель Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Блинков Л.В. В ходе встречи были подняты вопросы, от решения которых зависит дальнейшее развитие аудиторской отрасли.

В частности Кузнецов А.П. обратил внимание на проект нового Кодекса об Административных правонарушениях (далее КоАП), в которой внесена статья 29.29, предусматривающая введение штрафных санкций для аттестованных аудиторов и аудиторских фирм за невыполнение требований Федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Стандартов аудиторской деятельности.

Такая норма в КоАПе противоречит сути саморегулирования, которая базируется на принципах аттестации, стандартизации, контроля и санкций за возможные нарушения. Так в Федеральных законах №№ 315-ФЗ и 307-ФЗ уже предусмотрены такие наказания для аудиторов и аудиторских фирм, как штрафы, приостановление деятельности, исключение из профессии. Фактически нормы нового КоАПа дублируют законодательство по саморегулированию.

Именно поэтому, совершенно обоснованно, в новом КоАПе не упомянуты представители действующих в России других профессиональных СРО.

Ответственность аудитора заключается в выражении профессионального мнения на основе аудита, проведенного в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности, при соблюдении применимых требований профессиональной этики аудиторов (этических норм), а также планирования и проведения аудита таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность достоверна во всех существенных отношениях.

Возникает вопрос, кто кроме профессионального сообщества, т.е. аудиторов - представителей аудиторских СРО, может оценить «достаточность уверенности», полученной аудитором в ходе аудита и соблюдение им профессиональных стандартов и этики?

Именно поэтому нельзя оправдывать включение штрафов для аудиторов «зеркальностью» применения штрафных санкций к должностным лицам за непроведение обязательного аудита, поскольку это их не профессиональная, а административная обязанность.





Однако, несмотря на такое очевидное противоречие, руководители всех аудиторских СРО одобрили факт включения в новый КоАП положения о штрафных санкций к аттестованным аудиторам, с чем мы никак не можем согласиться.

Кроме того, были озвучены и другие предложения по совершенствованию аудита:

  • Изменить принцип саморегулирования в аудиторской деятельности по аналогии с оценочной: членами СРО должны являться носители профессии – физические лица аттестованные аудиторы, поскольку только они могут обеспечить качество своей работы.

  • Снизить критерий по количеству членов для создания СРО аудиторов.

  • Исключить контрольные функции Росфиннадзора за качеством работы аудиторских фирм (двойной контроль на ряду с контролем СРО по одним и тем же основаниям) заменив их на контроль Росфиннадзора за деятельностью СРО по организации и осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторов.

  • Оставить за Минфином РФ только функцию по ведению реестра СРО и проверку деятельности СРО.

  • Полностью переформатировать работу ЕАК, как не отвечающую интересам профессии и общества.

  • При проведении конкурсов на аудит бухгалтерской отчетности установить весовую составляющую стоимостной оценки в размере не более 25%. Превалирующим должен быть качественный критерий как обеспечивающий общественный интерес.

  • Ввести общественный контроль за деятельностью Минфина РФ – регулятора в области аудиторской деятельности.

По результатам рабочей встречи было решено направлять все предложения по повышению результативности и качества обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в Контрольное управление Администрации Президента РФ.



Президент Аудиторской палаты Санкт-Петербурга

Кузнецов А.П.