Доклад
об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации государственного контроля (надзора) за деятельностью
саморегулируемых организаций аудиторов
и об эффективности такого контроля (надзора)
в 2015 г.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», пунктом 5.3.30 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 и пунктом 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1202 (далее - Положение о государственном надзоре), Минфин России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную функцию по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.
Состояние нормативно-правового регулирования
государственного контроля (надзора) за деятельностью
саморегулируемых организаций аудиторов
Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2015 г. являлось соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов. Требования, подлежащие проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, установлены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», а также принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами Минфина России:
Положением о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 30 апреля 2009 г. № 41н (далее – Положение 41н);
Положением о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 30 октября 2009 г. № 111н (далее - Положения № 111н);
федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 4/2010) «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля», утвержденным приказом Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н.
Указанные законодательные и иные нормативные правовые акты размещены на официальном сайте Минфина России и в информационно-правовых системах в сети «Интернет».
Анализ указанных актов и практики их применения не выявил каких-либо фактов, указывающих на невозможность исполнения саморегулируемыми организациями аудиторов установленных требований, осуществления контроля со стороны Минфина России за исполнением саморегулируемыми организациями аудиторов этих требований, а также указывающих на какие-либо признаки коррупциогенности.
Организация государственного контроля (надзора)
за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов
Функции Минфина России установлены Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329.
Минфин России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр финансов Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минфин России полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Структурными подразделениями Минфина России являются департаменты по основным направлениям деятельности Минфина России.
Непосредственное исполнение государственной функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2015 г. осуществлял Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности (далее – Департамент). Данная деятельность Департамента регламентирована Положением о Департаменте регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, утвержденным приказом Минфина России от 14 февраля 2013 г. № 53.
Порядок исполнения государственной функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов установлен Положением о государственном надзоре и Административным регламентом по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 21 сентября 2011 г. № 115н (далее - Административный регламента № 115н).
В 2015 г. Минфин России при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществлял взаимодействие с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по вопросам внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Аккредитация юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок не осуществлялась.
Планирование проверок саморегулируемых организаций аудиторов осуществлялось Минфином России на основе риск-ориентированного подхода. При составлении планов проверок оцениваются риски нарушений установленных требований как саморегулируемой организацией аудиторов, так и ее членами. На основе такой оценки определяются вопросы, подлежащие проверке. В частности, при планировании проверок на 2015 г. в качестве основных рисков деятельности саморегулируемых организаций аудиторов были определены:
риски, связанные с ведением реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр). Реестр, с одной стороны, является, своего рода, правоустанавливающим документом (с включением в него лицо получает право осуществлять аудиторскую деятельность), а, с другой стороны, обеспечивает удовлетворение информационных потребностей широкого круга пользователей в сведениях о лицах, имеющих право осуществлять аудиторскую деятельность. Таким образом, соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов установленных требований к ведению реестра имеет существенное значение для функционирования рынка аудиторских услуг;
риски, связанные с осуществлением внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов является одной из основных функций саморегулируемой организации аудиторов, имеет первостепенное значение для обеспечения качества аудиторских услуг.
В 2015 г. подготовлен и опубликован на Интернет-сайте Минфина России отчет об осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2010 - 2014 гг. В отчете представлены результаты проведенного Минфином России в 2010 - 2014 гг. государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, эффективность такого контроля, а также предложения по его совершенствованию. Этот отчет был рассмотрен и одобрен Общественным советом при Министерстве финансов Российской Федерации (протокол от 27 мая 2015 г. № 4).
В соответствии с Административным регламентом № 115н и Порядком осуществления внутреннего контроля за соблюдением и исполнением сотрудниками Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности положений административных регламентов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций), утвержденным заместителем Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталовым 18 июля 2013 г., проведена проверка соблюдения и исполнения контролерами положений Административного регламента № 115н и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции. Проверкой не выявлены нарушения положений Административного регламента № 115н и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, работниками Департамента, участвовавшими в осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.
Финансовое и кадровое обеспечение государственного
контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых
организаций аудиторов
Финансирование расходов на исполнение функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществлялось за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Минфина России.
В осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов участвовало восемь работников Департамента, имеющих квалификацию, позволяющую эффективно и результативно осуществлять проверки. Данные работники являются государственными гражданскими служащими, систематически проходят обучение по программам повышения квалификации. В 2015 г. четыре работника участвовали в трех проверках, два работника участвовали в двух проверках и два работника участвовали в одной проверке. Помимо участия в проверках указанные работники Департамента выполняли иные функции в соответствии со своими должностными обязанностями.
К проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов эксперты и представители экспертных организаций не привлекались.
Проведение государственного контроля (надзора)
за деятельностью саморегулируемых
организаций аудиторов
В 2015 г. государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществлялся:
1) в соответствии с Планом проведения плановых проверок саморегулируемых организаций аудиторов Министерством финансов Российской Федерации в 2015 г., утвержденным Минфином России 22 октября 2014 г. и согласованным Генеральной прокуратурой Российской Федерации (далее – План проверок). План проверок опубликован на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в октябре 2014 г.
В соответствии с Планом проверок проведены две плановые выездные проверки:
- соблюдения саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, в части ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов:
в феврале 2015 г. – проверка некоммерческого партнерства «Московская аудиторская палата» (далее - НП «МоАП»);
в октябре 2015 г. – проверка некоммерческого партнерства «Аудиторская Палата России» (далее - НП «АПР»);
2) в связи с поступившей в Минфин России жалобой на действия (бездействие) саморегулируемой организации аудиторов, нарушающие требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов. В соответствии с приказом Минфина России проведена одна внеплановая документарная проверка:
- соблюдения саморегулируемой организацией аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, в части достоверности информации, содержащейся в предоставленных саморегулируемой организацией аудиторов документов при внесении изменений в сведения о саморегулируемой организации аудиторов, внесенные в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, и в состав рабочего органа Совета по аудиторской деятельности:
в феврале 2015 г. – проверка НП «АПР»;
3) в связи с истечением срока исполнения саморегулируемой организацией аудиторов ранее выданного Минфином России предписания об устранении выявленных нарушений требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов. В соответствии с приказом Минфина России проведена одна внеплановая выездная проверка исполнения саморегулируемой организацией аудиторов предписания об устранении выявленных по результатом проверки нарушений, выданного Минфином России по результатом плановой выездной проверки:
в мае 2015 г. проверка некоммерческого партнерства «Институт Профессиональных Аудиторов» (далее - НП «ИПАР»);
3) в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Положения о государственном надзоре проводились систематические наблюдения за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении саморегулируемыми организациями своей деятельности, в том числе проведение анализа поступивших в Минфин России документов и сведений и (или) размещенной на официальном сайте саморегулируемой организации информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет (далее – наблюдение):
в апреле, августе и декабре 2015 г. - наблюдение за НП АПР, НП «ИПАР», НП «МоАП», некоммерческим партнерством «Российская Коллегия аудиторов» (далее – НП РКА), некоммерческим партнерством «Аудиторская Ассоциация Содружество» (далее - НП «ААС»).
Действия Минфина России по пресечению
нарушений обязательных требований
и (или) устранению последствий таких нарушений
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и Положением о государственном надзоре по результатам проведенных в 2015 г. проверок и наблюдений Минфином России вынесены (направлены):
1) предупреждения в письменной форме о недопустимости нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность:
от 11 марта 2015 г. № 007 НП «МоАП» (срок принятия мер по недопущению в дальнейшем нарушений 1 июля 2015 г.);
от 7 декабря 2015 г. № 008 НП «АПР» (срок принятия мер по недопущению в дальнейшем нарушений 1 марта 2016 г.);
2) предписание, обязывающие проверенную саморегулируемую организацию аудиторов устранить выявленные по результатам проверок нарушения и недостатки и устанавливающие сроки устранения указанных в предписании нарушений и недостатков:
от 26 февраля 2015 г. № 009 НП «АПР» (срок устранения нарушений и недостатков 23 марта 2015 г.);
3) 18 писем Минфина России о выявленных в ходе наблюдения недостатках:
в НП «АПР» 4 письма (от 13 февраля 2015 г. № 07-03-10/6413, от 24 апреля 2015 г. № 07-03-30/23604, от 21 августа 2015 г. № 07-03-10/48457, от 29 декабря 2015 г. № 07-03-10/77275);
в НП «ИПАР» 3 письма (от 24 апреля 2015 г. № 07-03-30/23608, от 21 августа 2015 г. № 07-03-10/48459, от 29 декабря 2015 г. № 07-03-10/77278);
в НП «МоАП» 3 письма (от 24 апреля 2015 г. № 07-03-30/23615, от 21 августа 2015 г. № 07-03-10/48461, от 29 декабря 2015 г. № 07-03-10/77271);
в НП «РКА» 4 письма (от 13 февраля 2015 г. № 07-03-10/6422, от 24 апреля 2015 г. № 07-03-30/23617, от 21 августа 2015 г. № 07-03-10/48463, от 29 декабря 2015 г. № 07-03-10/77280);
в НП «ААС» 4 письма (от 13 февраля 2015 г. № 07-03-10/6418, от 24 апреля 2015 г. № 07-03-30/23624, от 21 августа 2015 г. № 07-03-10/48464, от 29 декабря 2015 г. № 07-03-10/77282).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» информация о проведенных в 2015 г. проверках саморегулируемых организаций аудиторов, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений внесена в единый реестр проверок.
Во исполнение части 9 статьи 22 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» о результатах проведенных проверок и о принятых решениях Минфин России информировал Совет по аудиторской деятельности, созданный в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Информация о проведенных Минфином России проверках и принятых по результатам их решениях опубликована на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Проверенные в 2015 г. саморегулируемые организации аудиторов в установленные в предписании и предупреждениях Минфина России сроки представили в Минфин России отчеты о выполнении предписания и предупреждений, в которых были изложены принятые ими меры по устранению нарушений и недостатков и недопущению их в дальнейшей работе. Указанная информация была рассмотрена Советом по аудиторской деятельности. О результатах устранения выявленных в ходе наблюдения недостатков саморегулируемые организации аудиторов письменно проинформировали Минфин России.
В целях оказания методической помощи саморегулируемым организациям аудиторов, а также предотвращения возможных нарушений и недостатков Минфином России осуществлялась соответствующая методическая работа. Основными способами проведения такой работы в 2015 г. стали:
1) размещение типовых программ проверок на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и поддержание их в актуальном состоянии в течение 2015 г.;
2) информирование всех саморегулируемых организаций аудиторов о результатах каждой проведенной проверки путем размещения соответствующего документа на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (после окончания проверки);
3) обобщение результатов проверок саморегулируемых организаций аудиторов, проведенных в 2015 г., информирование об этом всех саморегулируемых организаций аудиторов путем размещения соответствующего документа на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в январе 2016 г.
В 2015 г. в судах оспаривались основания проведения в отношении НП «АПР» мероприятия по контролю. Судами отказано в удовлетворении исков.
Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)
за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов
№ п/п |
Наименование показателя |
I полугодие 2015 г. |
II полугодие 2015 г. |
Всего за 2015 г. |
1 |
Общее количество проверок, проведенных в отношении саморегулируемых организаций аудиторов, - всего, единиц |
3 |
1 |
4 |
2 |
Общее количество внеплановых проверок, проведенных в отношении саморегулируемых организаций аудиторов, единиц, в том числе по следующим основаниям: |
2 |
0 |
2 |
3 |
по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки, единиц |
1 |
0 |
1 |
4 |
по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах, единиц |
1 |
0 |
1 |
5 |
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, единиц |
0 |
0 |
0 |
6 |
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры, единиц |
0 |
0 |
0 |
7 |
по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, единиц |
0 |
0 |
0 |
8 |
Общее количество документарных проверок, единиц |
1 |
0 |
1 |
9 |
Общее количество выездных проверок, единиц |
2 |
1 |
3 |
10 |
Общее количество саморегулируемых организаций аудиторов, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения, единиц |
2 |
1 |
2 |
11 |
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, единиц |
2 |
1 |
3 |
12 |
Выявлено правонарушений – всего единиц, в том числе: |
9 |
11 |
20 |
13 |
нарушение обязательных требований законодательства, единиц |
9 |
11 |
20 |
14 |
невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), единиц |
0 |
0 |
0 |
15 |
Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, единиц |
0 |
0 |
0 |
16 |
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, единиц |
1 |
1 |
2 |
17 |
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, - всего, единиц, в том числе по видам наказаний: |
1 |
1 |
2 |
18 |
предупреждение, единиц |
1 |
1 |
2 |
19 |
административный штраф – всего, тысяч рублей, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
20 |
на должностное лицо, тысяч рублей |
0 |
0 |
0 |
21 |
на саморегулируемую организацию аудиторов, тысяч рублей |
0 |
0 |
0 |
22 |
Общая сумма наложенных административных штрафов – всего, тысяч рублей, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
23 |
на должностное лицо, тысяч рублей |
0 |
0 |
0 |
24 |
на саморегулируемую организацию аудиторов, тысяч рублей |
0 |
0 |
0 |
25 |
Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов, тысяч рублей |
0 |
0 |
0 |
26 |
Общее количество проверок, результаты которых были признаны недействительными - всего, единиц, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
27 |
по решению суда, единиц |
0 |
0 |
0 |
28 |
по предписанию органов прокуратуры, единиц |
0 |
0 |
0 |
29 |
по решению руководителя органа государственного контроля (надзора), единиц |
0 |
0 |
0 |
30 |
Общее количество саморегулируемых организаций аудиторов, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), единиц |
5 |
5 |
5 |
31 |
Общее количество саморегулируемых организаций аудиторов, в отношении которых проводились проверки, единиц |
3 |
1 |
3 |
32 |
Количество проверок, предусмотренных ежегодным планом, единиц |
1 |
1 |
2 |
33 |
Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок – всего, единиц |
0 |
0 |
0 |
34 |
из них отказано органами прокуратуры в согласовании, единиц |
0 |
0 |
0 |
35 |
Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору) – всего, единиц |
13 |
13 |
13 |
36 |
из них занятых, единиц |
11 |
11 |
11 |
37 |
Количество проверок, проводимых с привлечением экспертов, единиц |
0 |
0 |
0 |
38 |
Количество проверок, проводимых с привлечением экспертных организаций, единиц |
0 |
0 |
0 |
39 |
Выполнение плана проведения проверок, % |
100 |
100 |
100 |
40 |
Доля заявлений Минфина России, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано, % |
0 |
0 |
0 |
41 |
Доля проверок, результаты которых признаны недействительными, % |
0 |
0 |
0 |
42 |
Доля проверок, проведенных Минфином России с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам Минфина России, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания, % |
0 |
0 |
0 |
43 |
Доля саморегулируемых организаций аудиторов, в отношении которых Минфином России были проведены проверки, % |
60 |
20 |
60 |
44 |
Среднее количество проверок, проведенных в отношении одной саморегулируемой организации аудиторов, % |
0,6 |
0,2 |
0,8 |
45 |
Доля проведенных внеплановых проверок, % |
67 |
0 |
50 |
46 |
Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок, % |
50 |
0 |
50 |
47 |
Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда, % |
0 |
0 |
0 |
48 |
Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений, % |
0 |
0 |
0 |
49 |
Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, % |
67 |
100 |
75 |
50 |
Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях, % |
0 |
0 |
0 |
51 |
Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, % |
33 |
100 |
50 |
52 |
Доля саморегулируемых организаций аудиторов, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, % |
0 |
0 |
0 |
53 |
Доля саморегулируемых организаций аудиторов, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, % |
0 |
0 |
0 |
54 |
Количество случаев причинения саморегулируемыми организациями аудиторов вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба), % |
0 |
0 |
0 |
55 |
Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний, % |
0 |
0 |
0 |
56 |
Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов, % |
0 |
0 |
0 |
57 |
Средний размер наложенного административного штрафа, тысяч рублей, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
58 |
на должностное лицо, тысяч рублей |
0 |
0 |
0 |
59 |
на саморегулируемую организацию аудиторов, тысяч рублей |
0 |
0 |
0 |
60 |
Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел, % |
0 |
0 |
0 |
Отклонения значений показателей в 2015 г. от аналогичных показателей в 2014 г. произошли в связи с проведением Минфином России в 2015 г. двух внеплановых проверок вместо одной внеплановой проверки в 2014 г.
Принимаемые Минфином России меры по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов способствуют пресечению нарушений саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, и недопущению их в дальнейшем.
Выводы и предложения по результатам
государственного контроля (надзора) за деятельностью
саморегулируемых организаций аудиторов
По результатам осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов можно сделать следующие выводы и предложения:
1) государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов обеспечивает своевременное выявление и устранение нарушений и недостатков в исполнении требований к этим организациям, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, и тем самым защиту интересов членов этих организаций;
2) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты, обеспечивают правовую основу деятельности саморегулируемых организаций аудиторов и выполнения ими возложенных на них функций, а также осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
3) проведенные проверки выявили нарушения и недостатки в осуществлении проверенными саморегулируемыми организациями аудиторов возложенных на них Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами функции по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Выявленные нарушения и недостатки касались, в частности, организации соответствующей деятельности саморегулируемых организаций аудиторов и внутреннего контроля за ней;
4) формальный подход при проведении саморегулируемыми организациями аудиторов внешних проверок качества работы членов, низкая ответственность контролеров качества, возможность избежать проверок путем перехода в другую саморегулируемую организацию аудиторов, низкая эффективность контроля саморегулируемых организаций аудиторов, формальный подход при рассмотрении жалоб на действия членов, недостаточное применение мер воздействия к руководителям аудиторских организаций и аудиторам, допустившим нарушения установленных требований. Это не позволяет в должной мере повысить качество аудиторских услуг, очищать рынок от недобросовестных аудиторских организаций и аудиторов, не создает репутационных рисков для них;
5) саморегулируемые организации аудиторов не обеспечивают условия, стимулы и заинтересованность контролеров в проведении качественных внешних проверок качества работы своих членов, не осуществляют на постоянной основе ротацию контролеров качества, не обеспечивают систематическое повышение квалификации контролеров качества по программам, содержащим тематику внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;
6) в саморегулируемых организациях аудиторов осуществлена недостаточная детализация порядка, оснований и сроков проведения плановых и внеплановых проверок внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, что вносит неопределенность в деятельность как самих саморегулируемых организаций аудиторов, так и ее членов, не позволяет планировать деятельность на продолжительный период;
7) саморегулируемые организации аудиторов осуществляют внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов в форме плановых и внеплановых проверок, которые проводятся с периодичностью не реже одного раза в три года. Саморегулируемые организации аудиторов не применяют в своей деятельности иные формы, методы и процедуры контроля, которые способствовали бы профилактике возможных нарушений установленных требований, позволили бы оперативно реагировать на возможные нарушения со стороны аудиторских организаций, аудиторов. Среди возможных форм такого контроля - систематический мониторинг и наблюдение за деятельностью аудиторских организаций, аудиторов;
8) независимый от аудиторской профессии контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», осуществляемый Росфиннадзором, стимулирует саморегулируемые организации аудиторов повышать качество внешнего контроля качества работы своих членов, способствует очищению рынка от недобросовестных аудиторских организаций и аудиторов;
9) формальный подход к приему в члены саморегулируемой организации аудиторов, в особенности к оценке деловой (профессиональной) репутации аудиторской организации, аудитора создает риски попадания в аудиторскую профессию лиц с сомнительной репутацией. Кроме того, многочисленность саморегулируемых организаций аудиторов при ограниченном количестве субъектов аудиторской деятельности порождает конкуренцию между саморегулируемыми организациями аудиторов за членов, заставляя их необоснованно снижать величину членских взносов, требования по контролю качества работы членов. С другой стороны возможность выбора субъектами аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов порождает такие явления, как уклонение от внешнего контроля качества работы;
10) излишний формализм во взаимоотношениях со своими членами (избыточная, часто неиспользуемая отчетность) создает неоправданные препятствия и возлагает дополнительные временные и финансовые затраты на аудиторские организации, аудиторов;
11) слабость, недостаточность финансовой базы саморегулируемых организаций аудиторов. Источником доходов этих организаций на 73 % являются вступительные и членские взносы. Более 65 % смет саморегулируемых организаций аудиторов составляют расходы на содержание аппаратов управления. В результате саморегулируемые организации аудиторов не имеют достаточных ресурсов для осуществления просветительской, исследовательской, методической деятельности, оказания поддержки своим членам;
12) установление требований в отношении организации «корпоративного управления» в саморегулируемых организациях аудиторов (создание бюджетных комитетов, система внутреннего контроля, обязательная ротация руководящих кадров, включая исполнительные органы, отчетность перед членами, проведение общих собраний, др.) позволит повысить эффективность и открытость саморегулируемых организаций аудиторов, уменьшит количество нарушений и недостатков при осуществлении возложенных на саморегулируемые организации аудиторов Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами функций.