575-64-91, 570-45-63
191002, Санкт-Петербург,
Загородный пр., д. 7, оф. 1
E-mail: npap@bk.ru
Первое сообщество аудиторов в России основано 2 ноября 1991 г. и зарегистрировано 12 апреля 1992 г.

Предложения в Совет РСПП о замене в отраслях экономики избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами

Санкт-Петербург В Совет РСПП по развитию саморегулирования

14 апреля 2015 года

Исх. № 17/3

Уважаемые господа!

В соответствии с поручением Президента РФ от 25 января 2015 года № ПР-115 по замене в отраслях экономики избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами мы проанализировали действующие административные механизмы государственного контроля для определения их актуальности, эффективности и возможности замены альтернативными рыночными механизмами в сфере аудита.

На наш взгляд очевидно дублирующей является функция Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, определенная Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее, Закон № 307-ФЗ), по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (п. 205 приложения к письму Минэкономразвития от 06 апреля 2015 года № Д09н-599).

В статье 10 закона № 307-ФЗ прямо указано на дублирование функций внешнего контроля:

«5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.

7. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации. Порядок назначения и осуществления проверки аудиторской организации уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, перечень типовых вопросов программы указанной проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

9. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляются:

1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;

2) уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций».

Как следует из периодичности, прописанной в Законе № 307-ФЗ, возникает ситуация, когда аудиторскую фирму проверяют через год. Фактически же возникают ситуации, когда и СРО и Росфиннадзор приходят с проверкой в один год.

Возникает вопрос: необходимо ли так часто проверять аудиторов и какова эффективность такой работы?

При этом надо иметь ввиду, что внешний контроль качества, осуществляемый саморегулируемыми организациями аудиторов, проводится за счет членских взносов и не требует расходов из бюджета РФ, в отличии от работы Росфиннадзора.

Мы полагаем, что внешний контроль качества работы аудиторских организаций может осуществляться в рамках законодательства о Саморегулируемых организациях, т.е. без участия государственного контроля, на основании пунктов 1.2., 1.8. и 1.9. Статьи 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ:

«Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

9) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации».

На основании вышеизложенного считаем целесообразным исключить из Закона № 307-ФЗ требование о дублировании функций внешнего контроля качества Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Президент

НП «Аудиторская Палата Санкт-Петербурга» А.П. Кузнецов